15.01.2005

"СТРАСТЬ, НЕЖНОСТЬ И УЮТ —ЭТО И ЕСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ"

"Сегодня"
ДОСЬЕ

Мария начала петь украинские народные песни еще в музыкальной школе. В 1987 году она поступает на филфак Харьковского университета им. Каразина. Спустя год пробует себя как композитор (пишет песни на стихи украинских поэтов). В 1989 году Мария стала победительницей фестиваля "Оберiг", получила вторую премию "Червой руте". В 1992 году вышел первый компакт-диск Бурмаки, изданный в Канаде, "Мария". В 1998 году вышел магнитоальбом, а потом и CD "Знову люблю". Презентация состоялась в Национальном художественном музее, в стенах которого певица устроила концерт. В 2000 году Мария собирает группу. Через год выходит альбом "МІА", чуть позже — альбом "Із янголом на плечі", в который вошли народные рождественские песни. В 2002 году состоялся "сольник" Бурмаки, вышел также диск с записью этого концерта. Два года назад Мария Бурмака провела концертный тур по Украине. Весной 2004 года сняла клип, посвященный людям с ВИЧ. Летом 2004 года вышел альбом Марии "Мария Бурмака N9".

Все, что она делает, приносит ей удовольствие. И это главное. Этот год был для нее нелегким в личном плане (Мария развелась с мужем), зато в творческом она предстала в ином имидже — нежной женщины.

"ГИТАРА — МОЙ ПСИХОАНАЛИТИК"

— Дочка маму часто видит?

— На самом деле я часто уезжаю, но уделяю Яринке достаточно внимания, и сказать, что она меня не видит, было бы неправильно. Я часто, кстати, отказываюсь от разных светских раутов в ее пользу. Иногда, конечно, выхожу "в свет", но только если мне действительно интересно или я точно знаю, что увижу людей, которых хотела бы видеть. Если есть возможность — беру дочку с собой на концерты, а если выезжаю, то иногда она тоже ездит со мной. Хотя постоянно есть чувство, что надо больше уделять ей внимания, — это правда.

— Ты говоришь "светский раут". Что это в твоем понимании?

— Светский раут светскому рауту — рознь. Дело все в том, что у нас "светским раутом" называют все что угодно. Иногда даже просто какие-то тусовочные мероприятия. Но название на самом деле не важно. Главное — интересно ли было, не будет ли жалко потраченного времени и не участвовала ли ты в "ярмарке тщеславия". Но иногда даже чуть ли не случайно попадаешь на какие-то мероприятия, которые оставляют сильнейшее впечатление. Буквально несколько дней назад я была на одной из акций в рамках фестиваля "Країна мрій", идейный вдохновитель — Олег Скрипка. Это проходило в "Гостином дворе". Обряды, ансамбль средневековой украинской музыки Константина Чечени, хор, люди в этнических нарядах, ночь, у каждого из присутствующих горящая свечка в руках. Это настолько красиво, что, наверное, запомнится очень надолго. Кроме того, у меня много друзей-художников, и мы часто собираемся в их мастерских. Бываю я, конечно, и на приемах, и на вечеринках, и на тусовках, но только тогда, когда отвечу на вопрос самой себе: "Зачем?"

— Ты всегда надеваешь на сцену джинсы, рубашки. Тебе не нравится романтический стиль, яркие наряды, как у многих певиц?

— Ну, во-первых, не всегда. Последние три концерта я вообще была в платье. Кроме того, мне нравится этнический стиль, у меня даже есть много этнических восточных нарядов, разные необычные украшения и украинские сорочки тоже. Нельзя сказать, что я постоянно это ношу, но дома есть. Можно считать, что это такая у меня коллекция. Вообще-то, жизнь и сцена — вещи для меня разные. Что касается сцены, моя музыка ведь отличается от музыки других исполнителей, поэтому я не сравниваю себя с другими певицами и по внешнему виду тоже. Для меня очень важно, чтобы была гармония между тем, что люди слышат и что видят. Когда я выхожу на сцену, мне важно, чтобы меня услышали и поняли, а не так: "вышла и понравилась". Конечно, я должна выглядеть как "артистка", а не как девочка с улицы, но, по сути, есть и определенная стилистика, которой, кстати, придерживаются некоторые зарубежные звезды — те, которые мне близки в музыкальном плане: Шерил Кроу, Аланис Мориссет, Дайдо — это женщины, Стинг, Эрик Клептон — это мужчины. Это "гитарная" музыка, то есть мой стиль. Вряд ли меня можно было бы представить с вычурной прической, в платье с блестками и в то же время с электрогитарой в руках. Что касается жизни, люблю и женственную, элегантную одежду, и спортивную, удобную, одеваюсь по-разному, в зависимости от ситуации и настроения.

— В твоем новом альбоме много философский песен. Строки из одной "никто из нас не знает, нет, где закончится день, как закончится ночь". Ты планируешь день?

— Что касается дел, то да, я знаю, что могу что-то забыть, поэтому пишу постоянно, что должна сделать. Разве что музыку нельзя загнать в определенные рамки и планы — это то, что предсказать никогда нельзя.

— Одна из заглавных песен имеет строки — "чому мене знаходиш знов одна моя лише любов..."

— У каждой песни своя история, и мысли, которые приходят, — отражение этой истории. Я не говорила, что это какая-то конкретная любовь, пережитые мной чувства. Любовь сама по себе — сильное чувство. Любовь может сконцентрироваться на одном человеке, и ты любишь его, несмотря ни на что, всю жизнь, а может ты — такой человек, который сам полон любви и может любить весь мир. Иногда мне кажется, что я люблю весь мир и каждого человека, который в этом мире есть. Моя жизнь была полна событий, и мне даже в некоторые моменты казалось, что я уже никогда не смогу полюбить, но время все ставило на свои места...

— Может, ты из человека создавала себе идеал?

— Конечно, иногда идеализируешь, но это и есть любовь, когда нравится в человеке все. Что-то замирает в сердце, и ты мысленно говоришь: "Я хочу любить только его". А потом проходит время, и ты понимаешь — не стоило. У меня была ситуация, когда сердце было как бы "ледяным", я себе твердила — я никого не люблю, я ни о ком не думаю, и, может, я не полюблю никогда.

— Как это отражалось на творчестве?

— Такое состояние очень помогает созданию музыки. Хорошо пишу в такие моменты, как бы это цинично не звучало. Просто беру гитару и пою какие-то свои мысли, играю мелодии. Вот и все. Продолжаться это может всю ночь, часов до шести утра. Иногда получается что-то стоящее. Собственно, гитара — это мой психоаналитик. Поиграла — и легче стало. Но вообще, я таки подвержена сменам настроения. Знаю, что если у меня сегодня душевный подъем, то через какое-то время будет упадок, только хотя бы потому, что на "действие" всегда есть "противодействие". Борьба и единство противоположностей — для тех, кто философию учил это понятнее будет. И я, как сам себе философ, к этому готова. Еще меня "спасает" то, что есть дела и ребенок, не могу себе позволить вообще никаких депрессий, нет времени, чтобы сесть и плакать, думать как мне плохо в жизни. Ведь рано утром надо встать, отвести ребенка в школу, петь на репетициях и концерте. Вообще, кого интересует мое настроение!

"У МЕНЯ НЕТ БОЛЬШОГО СОБИРАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА МУЖЧИНЫ"

— Твой развод дался тебе нелегко. Ты осознавала то, что надо уходить, или пыталась сохранить отношения?

— На самом деле я считаю, что семейные трудности не стоит выносить на первые полосы газет и журналов. Потому что отношения должны касаться только двоих, но у нас так не получается. Что касается именно меня, то трудно со стороны давать оценку: кто прав, кто виноват.

— Ну, судя по твоим интервью, у вас был счастливый брак...

— Мне хотелось бы, чтобы большинство в это верило. И действительно, я считаю, брак был счастливым хотя бы только потому, что у меня есть самая замечательная дочка в мире и это именно та девочка, которую я хотела. Смотрю на нее — для меня она солнышко. Не могу представить, что могла бы быть какая-то другая девочка или мальчик. За нее благодарна своему мужу, но, увы, отношения у нас были сложные, и последний год был для меня очень болезненным. Это все, что я могу сказать, давай не будем больше об этом вообще. Разводы случаются у многих людей. Я никого не виню, каждый пошел своей дорогой и у каждого другая жизнь.

— За рубежом постоянно в светской хронике можно прочитать кто с кем живет, кто развелся, как развелся...

— В этом есть определенный смысл, когда речь идет о поп-музыке. Это рассчитано не столько на слушателя именно музыки, сколько на любителя "историй". То есть и певец и герой слезливого сериала в одном флаконе. Но есть разные жанры музыки. К примеру, ты много читала об Эрике Клептоне? Разве что о его трагедии. Но о семье — нет. Все зависит от музыки.

Есть музыка, которая ориентирована больше на шоу, на "возрастного" слушателя, например подростков, хотя даже в ней есть исключения. К примеру, Мадонна, которая в зрелом возрасте сумела посмотреть на себя по-новому, записать альбом "Мюзик", изменить имидж и вновь подняться до вершины хит-парадов. Есть люди, которые интересны именно своей музыкой, причем, интересны десятилетиями. Я почему вспомнила Эрика Клептона — просто побывала на его концерте в Канаде и 30-тысячный зал, где были люди от 17 до 45 лет, стоя, аплодировали. Песни пели все, хотя некоторые из них написаны раньше, чем родились многие присутствующие в зале. И ты осознаешь значение этого человека, музыканта, для развития мировой культуры вообще. Рядом с этим какой то дешевый "пиар" просто нелеп. Такой "пиар" даже как-то умаляет значение музыканта. Но это, конечно, касается тех, кого можно причислить к "легендам" музыки. Если в музыке артист ничего собой не представляет, то пиар — это то, чем ему необходимо заниматься.

— А тебе не интересно читать о жизни того или иного исполнителя?

— Ты знаешь, мне нравится, к примеру, музыка Стинга, и если нахожу статьи, интервью его, то читаю с интересом, потому что в них отражается его мировоззрение. Это интересно. А если тебе не интересен персонаж, то зачем тебе его мировоззрение и тем более семейные и личные проблемы?

— У тебя после развода отношение к мужчинам не изменилось?

— У меня нет большого "собирательного образа мужчины". Люди совершенно разные. Сила женщины в ее слабости, но есть жизненные ситуации, когда такая позиция сбрасывает женщину на самое дно, и уже она не знает, как выбраться, что, в конце концов, приводит к потери себя. Очень легко сказать: я хочу быть слабой, жалейте меня, помогайте. Ну а если так никто и не помогает, — что, сесть и плакать? Очень важно, чтобы женщина знала — иногда надо собрать волю в кулак. Сейчас я поняла, что мне нужно в мужчине — понимание, опора, поддержка и любовь. И такие качества нужны не только женщине, но и мужчине, каким бы сильным он не был.

— Все, что делаешь, ты делаешь для кого-то?

— Конечно же. Ради тех, кого люблю, ради дочки, ради родителей, ради тех, кто на концертах вместе со мной поет слова моих песен. И еще ради себя. Это мой способ жить и это мой способ выжить в этом мире. Точно знаю, что творчество для меня равно жизни.

— Ты, я знаю, купила квартиру. В каком стиле ее собираешься оформить?

— Это мое 10-е место жительства в Киеве. Я жила и в общежитии, когда только в Киев приехала, и у родственников, и квартиры снимала, и в большом доме жила — словом, есть что писать когда-то в мемуарах. Этот год тоже снимала квартиру, так получилось. Поэтому я просто хочу уюта. Мне нравится, когда картины висят на стенах (у меня их много), с этого и начну. Мебель заказываю. Еще люблю, чтобы камин был, плед и обязательно чашка кофе. Кофе вообще очень часто присутствует в моих песнях, но в одной из последнего альбома "N9", "Це не тільки шоколад" есть строчки "Як заповільнене кіно, Стихають тіні за вікном І запах кави з молоком, Світанок у моїй руці, В тумані, наче в молоці, Лиш ти і я на світі цім". Я раньше думала, что кофе с молоком не имеет запаха. А теперь я знаю: кофе с молоком — это нежность. Кофе — это страсть, чай — уют, а кофе с молоком — нежность. Страсть, нежность и уют — это и есть составляющие счастливой жизни.


Юлия ПРУС

 

--------- press